Комплексная НОД: Составление рассказа по сюжетной картине «Кошка с котятами» по аналогии с рассказом о собаке.

4-е место
рейтинг 4.26, 48 голосов

МБДОУ «Детский сад №38» г. Череповец

Учитель-логопед: Серова Галина Геннадьевна.

Воспитатели: Соколова Диана Евгеньевна, Полузёрова Ирина Николаевна

Комплексная НОД: Составление рассказа по сюжетной картине  «Кошка с котятами» по аналогии с рассказом о собаке.

Виды интеграции образовательных областей: здоровье, познание,  социализация, коммуникация, художественное творчество.

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Цель: Продолжать учить детей составлять рассказы по аналогии с образцом и опорой на картину ,формирование умения рисовать кистью и красками.

Обучающие задачи: упражнять в подборе к существительным  определения и глаголы, образные слова и выражения;упражнять в согласовании количественных числительных в Им.п. и существительных;упражнять в образовании относительных прилагательных;упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;продолжать упражнять в употребление предлогов за, в, около, между, на;продолжать учить подбирать однокоренные слова;учить детей работать с выкройкойучить видеть на выкройке объемную фигуруучить передавать образ кошки используя трафареты, учить рисовать всем ворсом, концом кисти, тычком, рисовать характерные признаки : уши, усы, полоски, пушистый хвост, коготки.       

Развивающие задачи: развивать диафрагмально-реберное дыханиеразвивать любознательность, воображениеразвивать творчество, пространственное  воображение, чувство цвета, формы: развивать творческое воображение, фантазию, координацию движений. 

Воспитательные задачи: вырабатывать умение работать сообща.формировать самооценку.воспитывать любовь к животным, воспитывать аккуратность, самостоятельность, воспитывать эмоционально- положительное отношение к работе.

Материалы и оборудование:   картина «Кошка с котятами», «Собака со щенками», текст рассказа «Альма», карточки для составления предложений, игрушка «Кот», незаконченные рисунки для рисования портрета кота, чёрные фломастеры, диск с музыкой, магнитофон, клеенки, кисти, гуашь, салфетки, баночки с водой, трафареты лампочки, шарика, шляпы, часов, наборы геометрических фигур.

Предварительная работа: просмотр альбома «Породы кошек», заучивание стихов о кошках.

Содержание организованной деятельности детей

1 часть:   Проводит учитель- логопед     

Организационный момент.

Логопед: «Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам!»

Логопед: доброе утро, дети.

 Дети: доброе утро!

 Логопед: смотрю я на вас, ребята, и пытаюсь догадаться: какое у вас сейчас настроение?

 Дети: весёлое, хорошее, радостное.

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,

Руку правую подали, руку левую пожали.

И друг друга мы обняли.

Отошли и поклонились.

Вы готовы заниматься?

Дети: Все готовы заниматься.

Будем очень мы стараться!

Ребята, нам пришло электронное письмо. Слайд №1

Послушайте, пожалуйста, его.

2. Слайд 2   Игры: «Потерянная буква», «Четвёртый лишний»

-  Я дед Буквоед и хочу поиграть с вами в игру «Потерянная буква». Посылаю вам карточки со словами. Попробуйте отгадать, что там написано

В…лк, лис…, соб…ка, к…бан, л…сь,  белк…

Посмотрите, что написано на карточках. Догадайтесь, какие буквы потерялись в каждом слове, прочитайте эти слова.  

А теперь подумайте и скажите, что здесь лишнее и почему? (Собака. Это домашнее животное, а остальные дикие животные)

3.  Придумывание слов определений, слов действий к слову собака

  - Дети, скажите, а собака какая? (дети придумывают слова определения: пушистая, злая, ласковая, игривая…)

 -  Что может делать собака? ( есть, сторожит, охранять…)

4.  Слайд 3      картина  «Собака со щенками;

- Кого вы видите на картине? (собаку со щенками)

- Послушайте рассказ про них.

Чтение рассказа «Альма»  (см. в книге Л.Н.Ефименковой)

Вопросы:

- расскажите, какая была Альма?

- расскажите, какие были щенки?

- какая была конура у Альмы?

- что любили собака и щенки?

- а теперь подумайте и скажите, сколько частей в этом рассказе? Назовите их («Альма», «Щенки», «Конура»)

5. Пересказ рассказа по цепочке

Рассказывают 3 ребенка, каждый по одному фрагменту

6.Слайд 5.  Загадывание загадки

-Дети, дед Буквоед прислал вам ещё одну загадку. Давайте попробуем её разгадать

«Что за зверь со мной играет-

Не мычит, не ржёт, не лает.

Нападает на клубки,

Прячет в лапках коготки» (кошка)

7. Мимические упражнения и упражнение на координацию речи с движением.

Дети выполняют вместе с логопедом.

- Когда кошка довольна, как она разговаривает? (кошка мурлыкает) Мур-мур 

- Как ведёт себя кошка, когда увидит собаку? (выгибает спину, шипит)

- Что делает,  когда видит другую кошку? (замирает в какой-то позе, не слышно её)

- Что она делает, когда смотрит на солнышко? (жмурится)

- Представьте, что вы котята, которые любят играть.

  Вот идёт черный кот           - ходьба с высоким поднимание ног

Оглянулся – прыг вперёд   - поворот, прыжок на месте

Кот на дерево полез            - движения рук вверх-вниз

Затаился и исчез                  - присесть

Игра «Поймай бантик» (подпрыгивают)

8. Слайд  6      Игра «Куда спрятался кот?»

Придумывание предложений с предлогом по картинкам  («Кошка сидит под столом» и т.д.)

9. Слайд 7. Картина «Кошка с котятами»

Дед Буквоед знает, что вы умеете хорошо рассказывать, и он просит рассказать о кошке с котятами вот по этой картине.

- Дети, не забывайте, что в рассказе есть начало (Н), середина (С), конец (К)

-О чем будем говорить сначала? (о том, где живёт девочка, как ее зовут)

- Затем, в середине рассказа, о кошке и котятах, какие они?

- А в конце – о том, хорошо или плохо живётся кошке с котятами в этом доме?

Установка педагога: Не  забудьте дать имя девочке и клички кошке и котятам.

Составление рассказов. Рассказывают по частям, а потом целиком.

10. Приход кота.

Опоздал кот, но всё-таки пришёл, молодец. Обещание своё выполнил. Дети, у кота нет клички. А на улице его называют по-разному. Как вы думаете, как прохожие называют кота? (придумывание родственных слов)

Кот – котик, котёнок, котяша, котофей, котище, коток…

Дети, кот обещал и принёс рисунки.

Рассматривание рисунков в альбоме «Породы кошек»

2 часть.  Проводит воспитатель

Художественное творчество

-Ребята, наш  кот очень хочет иметь много друзей. Давайте ему нарисуем друзей – котов! (согласие детей)

-Давайте рассмотрим, из каких частей состоит тело кота.(ответы детей)

-Правильно, у кота есть туловище, лапы , голова, хвост, уши.

-Сколько лапок у кота? (четыре)

-А ушек? (два)

-Попробуйте составить фигуру кота из геометрических фигур.

-Какие фигуры вам понадобятся? (круг, овалы, треугольники)

-Ну а теперь будем рисовать. У вас на подносах лежат трафареты: лампочки, шарика, шляпы, часов. Обведите трафареты простым карандашом и дорисуйте недостающие детали, так чтобы получился кот.

Физкультминутка:

-Где ты была, сегодня, киска? (приседания с поворотами)

-У королевы у английской. (шагают)

-Что же ты видела при дворе? (наклоны)

-Я видела мышку на ковре. (хлопки в ладоши)

-А теперь раскрасим наших котов .Воспитатель предлагает самостоятельно выбрать цвет.

Чтобы наш кот получился пушистым, можно раскрасить его с помощью тычка (показ). Мелкие детали рисуем кончиком кисти.

-Ребята, молодцы, все справились. Кошки получились на славу. У каждой свой характер. Свой внешний вид. Давайте дадим клички своим питомцам. Как вы их назовете? Если котик любит играть – Игрунчик, если царапается – Царапка, если рыжий – Рыжик, полосатый – Тигренок.(обыгрывание рисунков).

Рефлексия (анализ рисунков в форме самооценки).

Кот очень рад, что у него теперь так много друзей .Он вам очень благодарен и говорит: « Спасибо ,мяу, мяу, мяу».